Приемы психологического воздействия на противника во Второй мировой войне, в Красной Армии порой использовались такие методы устрашения врага, которые гитлеровцам и в голову не могли придти

Многие приемы психологического воздействия на противника в Великой Отечественной войне применяли обе воюющие стороны. Однако в Красной Армии порой использовались такие методы устрашения врага, которые гитлеровцам и в голову не могли придти.

Сначала смертельный отчет, потом танго

Как и фашисты, советские войска часто использовали для нагнетания страха репродукторы или ручные рупоры. За всю войну на фронтах Красной Армии работало порядка 500 таких «агитаторов», они вещали на расстояние до трех километров. В частности, в Сталинградской битве до позиций гитлеровцев с нашей стороны доносилась классическая музыка или же довоенные немецкие хиты, которые должны были напоминать солдатам и офицерам противника о добром мирном времени без стрельбы и смертей.

Эта музыкальная идиллии перемежалась «выпусками новостей»: гитлеровцев информировали о поражениях их войск на том или ином фронте и сообщали, сколько при этом солдат и офицеров вермахта было убито и ранено.

Выжившие в сталинградском аду гитлеровцы вспоминали, что больше всего жути на них нагонял отсчет метронома: после семи ударов зловещим голосом сообщалось, что в каждый семисекундный отрезок времени на фронте гибнет один гитлеровский военнослужащий. И так повторялось до 20 раз.

А потом красноармейцы-агитаторы включали какую-нибудь ностальгическую танцевальную композицию. Особенно в Сталинграде страдали от психологического воздействия с советской стороны и без того деморализованные солдаты окруженной армии Паулюса.

Броня крепка, и…тракторы наши быстры

Особые ухищрения в плане психологического воздействия на противника предпринимались Красной Армией в атаках на вражеские позиции. Когда обороняли Одессу, возникла острая потребность в танках. Инженер Одесского машиностроительного завода придумал обшивать броней… гусеничные тракторы. Их оснастили легким вооружением.

Когда в одну из сентябрьских ночей группа таких «танков», включив фары и сирены, полным ходом пошла на позиции румын, противник запаниковал. Модернизированным тракторам дали прозвище «НИ-1» («На испуг»). Впоследствии численность этого «танкового» подразделения была увеличена до 55 единиц.

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Отдельный эпизод Великой Отечественной – «психические атаки» красноармейцев. Некоторые их разновидности не просто шокировали противника, а, случалось, даже сводили гитлеровцев с ума. В ноябре 1941 года в битве за Москву в атаку пошла «монгольская» конница. Она летела «лавой», один поток за другим. Немецкая артиллерия расстреливала всадников вместе с лошадьми в упор, но полк все не прекращал наступления. С точки зрения стратегии атака не имела смысла. Но немцы в очередной раз поняли, что русские способны на любые жертвы ради победы.

Это в который раз доказал пример жесточайшей битвы за Синявинские высоты (1941 – 1944 годы), что в Ленинградской области. Тысячами жизней советских солдат и офицеров было заплачено за взятие этого стратегически важного опорного пункта обороны германских войск. Останки значительной части погибших, если не большинства, уложенные в несколько слоев один на другой, и по сей день покоятся в Синявинских болотах незахороненными.

Гитлеровские пулеметчики лишались рассудка, убивая атакующих советских бойцов шеренгу за шеренгой – настолько их было много. О тех жутких атаках остались воспоминания в мемуарах выживших гитлеровцев. Впрочем, это тот случай, когда прием «взять не умением, а числом» вряд ли можно отнести к умышленной деморализации немцев – просто бойцы использовались командованием в качестве «пушечного мяса».

Мюллер сдался и потянул за собой тысячи

Советские агитаторы, как и немцы, на войне использовали в качестве деморализующего фактора листовки, газеты и другую печатную продукцию, забрасываемую на позиции гитлеровцев. Она разрабатывалась специальным бюро военно-политической пропаганды.

Немцев и их союзников склоняли к сдаче в плен. Особенно эффективно это действовало на союзников – голландцев, финнов, испанскую «Голубую дивизию» СС, обладавшую невысокими боевыми качествами по мнению самих немцев.

Самый известный из плененных гитлеровских «шишек» – фельдмаршал Фридрих Паулюс. Между тем, кроме него, за время войны в советском плену оказались три фашистских генерала, гросс-адмирал, два бригаденфюрера, обергруппенфюрер, группенфюрер и штурмбанфюрер СС… Попавшие в плен генерал-лейтенант Винценц Мюллер и другие высокопоставленные пленники сагитировали сдаться Красной Армии десятки тысяч солдат и офицеров вермахта.

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Приемы психологического воздействия на противника во Второй мировой войне, в Красной Армии порой использовались такие методы устрашения врага, которые гитлеровцам и в голову не могли придти